Реферат.
Тема: Развитие психологии. Блок биосенсорных психодисциплин.
11.07.2007г.
Александр Сизов.
Выдержки из литературы набраны в кавычках.

Блок биосенсорных психодисциплин имеет несколько отдельных, но взаимосвязанных логически и имеющих общие основания, психодисциплин. Сейчас выделяются четыре главных направления развития блока. Это биосенсорный психоанализ, биосенсорная психология, биосенсорная психотерапия, биосенсорная психиатрия.
Какие дисциплины добавятся потом можно только предполагать. Очевидно, что все науки так или иначе связанные с использованием психотехник или основополагающие их знания будут составлены заново с учетом тех знаний, которые использованы в блоке биосенсорных психодисциплин. Очевидно, что в этот список позже войдут блоки наук, связанных с медициной, генетикой, психофизикой, эволюцией, лингвистикой, физиологией, биологией, спортом, строительством, химией, мышлением, социальными взаимоотношениями и другими. При дальнейшем своем развитии изменения отношения к миру и его восприятия займут место в коллективном бессознательном и изменят жизнь людей и их профессиональную деятельность. Особенно это отразится на профессиях связанных с общением, политикой, публицистикой, медициной, искусством, логикой, философией, психологией, дизайном, наукой и многих других.
Блок биосенсорных психодисциплин показывает то, что психика человека есть не то, что под этим подразумевалось до сих пор в научных и социальных слоях общества. Так же важно и то, что психику можно изменять. Если человек может научиться бесконтактному движению предметов, то прямым выводом является то, что он может сделать и другое. Что может быть этим другим? Это зависит от качеств и наклонностей человека. Условно представим себе, что образовалась новое направление науки: биосенсорная генетика и в этом направлении есть гениальный руководитель. Думаю, что лет через несколько появятся первые группы людей, умеющие регулировать продолжительность жизни, скорость течения болезней, проявлять и тренировать новые органы восприятия в физическом организме, изменять логику мышления в связи с новыми задачами, регенерировать утраченные органы наподобие того, как ящерицы отращивают новые хвосты. Думаю, что в данном случае существует вероятность того, что государство, а вернее силовые структуры постараются прибрать этот импульс развития под свои руки. Нетрудно представить себе, какие мысли о применении новых наук появятся в головах руководителей силовых ведомств и учреждений. Хотя здесь приведены мои соображения и предположения, но они основаны на реальных фактах. А факты говорят следующее: у меня и других людей изменялось время течения внутренних процессов в организме, а, следовательно, можно уменьшить время сна, время болезни, время адаптации в новых условиях, ускорять или замедлять течение событий и процессов. Как минимум это означает регулируемую мобильность в обществе. Как следствие это дает огромное преимущество перед своими сородичами человеку, который занимается биосенсорными психопрактиками.
Одной из главных задач блока биосенсорных психодисциплин на текущий момент времени является восстановление реалистичного отношения к сознанию, его возможностям и областям человеческих знаний, которые им занимаются. Реальное отношение к сознанию и его возможностям по сути дела диктует государство и его гласная, и негласная политика. С детских лет, а по утверждению многих специалистов, начиная с внутриутробного периода развития, человек впитывает в себя общественный менталитет. Без критического подхода, год за годом он впитывает и осаждает в бессознательном правила, установки и догмы, которые в итоге просто ставят возможности его сознания в определенные рамки. Рамки это одно из названий этого. Другое, которое подходит лучше, это запреты, табу.
Рождает их прежний опыт развития. Именно он строит новые структуры, развивающие общество и человека и именно они, получив право на существование, отстаивают потом свою жизнь, потому что если придет новое, оно принесет забвение и условную смерть для старого. Так было всегда. Новое (хотя в данном случае это хорошо забытое и уже известное старое) всегда шло через сопротивление старого. Революции свергали старые правительства, ученые с нетрадиционным мышлением были осмеяны и подавлены, а через много лет выяснялось, что они правы.
Старое всегда пыталось уничтожить или помешать тому, что меняет его структуры: на кострах горели люди, опасные для устоев общества, в тюрьмы шли вольнодумцы, выгонялись с работы инакомыслящие, изолировались мыслящие нетрадиционно.
Исключение составляли такие изменения, которые ухитрились быть полезными для имеющихся структур. То есть новаторами применялась тактика «троянского коня». Например, старым структурам предъявлялась в качестве одной стороны медали нечто для них привлекательное. Можно вспомнить историю Эйнштейна и применения его теории относительности для ядерной энергетики.
Вторая задача блока биосенсорных психодисциплин это привнесение в общественную и научную жизнь идей и взглядов о первичности самого сознания и процессов его сопровождающих в связи с восстановлением утраченного баланса между психическими и механистическими подходами к окружающему миру.
Попытки понять, что подразумевается под сознанием в русском языке, привели меня к отдельному исследованию, которое приведено на прилагаемых листах. Ясно одно, что под сознанием каждый понимает нечто свое.
Лингвистическое исследование слова сознание: особая форма корректного контролируемого реагирования на окружающую действительность.
Похоже, что еще никто из научных деятелей не проводил серьезных исследований сознания или не организовал широкой публикации на эти темы. Один из основополагающих терминов производных от сознания: «Бессознательное — то в психике или в поведении чело¬века, что им не осознается никогда (вообще) или в данный момент времени находится вне сферы его актуального со¬знания. Факт участия бессознательного в регуляции своего поведения человек не только не осознает, а даже активно отрицает и ничего опре¬деленного об этом сказать не может».
Мои исследования и общения показывают, что при определенных тренировках люди начинают осознавать то, что раньше не могли. Осознается действие архетипов и комплексов, программ поведения, вбитых родителями и государством, эмоциональные комплексы и действие ментальных вкладок, а также многое другое. Невольно созревает вопрос. Так что же, бессознательное у всех разное? Утверждаю, что действие бессознательного можно не только осознавать, но и сказать определенные веши о нем, например то, кто заложил данную ячейку, как оно действует, и какая реакция ее сопровождает. Если его можно осознавать, то, какое же оно бессознательное.
Самый беглый просмотр современных и не очень современных словарей показал, что слово сознание люди понимают как попало. (Смотри сноску в конце текста)
Лингвистическое исследование слова сознание: особая форма корректного контролируемого реагирования на окружающую действительность.
Похоже, что нет официальных исследований сознания. Хотя, основываясь на наблюдениях можно предположить, что сознанию сопутствует понятие ясность, которая обусловлена некими причинами. Окружающая действительность воспринимается по-разному, человек внимательный замечает гораздо больше, чем разболтанный. Следовательно, он реагирует по-другому. То есть в логической связи с сознанием явно присутствуют внимание и интерес. Еще под вопросом некая психическая деятельность человека, когда он ясно осознает то, что происходит, но делает это вопреки своему желанию. В психологии это называется одержимостью. Воспринимаемое действие может быть осознано по-разному. Бывали случаи, когда слова надоевшего мне человека я воспринимал как отдаленный фон, не понимая их смысла. То есть при исследовании сознания просто необходимо разобраться с восприятием и пониманием смысла. Также, по наблюдениям, в осознании чего-либо в психическом пространстве человека сильно влияет окружающий мир. В присутствии других людей я часто чувствую то, что не чувствую когда нахожусь один. На природе я чувствую некоторые вещи по-другому. То есть, говоря иными словами, следует также разобраться в принадлежности сознания. Что является его источником, что регулирует его ясность, что управляет им, что влияет на него и еще много вопросов следует осветить, чтобы приблизится к переопределению слова сознание.
Третьей важной задачей блока биосенсорных психодисциплин является создание поддержки и развития системы последовательного обучения, а также широкого ознакомления с взглядами и достижениями группы биосенсорных психодисциплин.
Можно вспомнить старые трактаты, в которых утверждалось, что земля имеет плоскую форму. Можно вспомнить время 30-40 летней давности, когда нам утверждали, что детей приносит аист или находят в капусте. Это долго морочило голову бедным детям, пока они не брали в руки книги по биологии, и тогда все становилось яснее, потом потихоньку они переходили к практике секса и понимали, что все не так просто и есть последствия от этих действий. Что надо бегать по врачам-венерологам в определенных случаях или делать аборты. Учились на своем опыте, постигали науку отношений. Сейчас это проще. Есть много книг и учебников, есть школы Тантра-йоги и сексу можно без проблем обучиться за деньги. Страшно представить, что было бы, если бы мы продолжили оставаться в неведении начет секса и думали о воспроизводстве в терминах аистов и капусты. Нация бы вымерла!

Место блока биосенсорных психодисциплин среди родственных направлений, школ, учений.

Все области знания делятся на две группы: околонаучные и мистические.
По своей сути наука является подразделом мистики, поскольку она решает задачи, которые в той или иной мере занималась мистика в разное время. Наука решает те же задачи, только узкоспециализированные. Раньше были астрологи и целители, алхимики и йогические школы, исследовавшие внутренний мир человека. Наше время снабдило их телескопами и фармацевтическими средствами, реакторами и психологическими учениями. Последовательность шагов развития, которые можно назвать «технология» ведет к созданию и усовершенствованию приборов, машин и подходов, все более тонких и совершенных, к разработке и выпуску все более чувствительных инструментов. Леонардо да Винчи в свое время нарисовал эскиз вертолета с приводом от мускульной силы двух людей. Этот вертолет так и не смог взлететь. Это стало возможно только в нашем веке. Но для реализации этой идей человечеству пришлось освоить добычу и выпуск титановых сплавов, научиться делать современные металлорежущие станки, наладить добычу и переработку топлива и горюче-смазочных материалов, сделать открытия в электричестве и организовать выпуск радиоэлектронных и высоковольтных приборов и многое другое.
Современный топор, сделанный из высоколегированных сталей и современных материалов, заменил топоры средневековья из простой стали, те, в свою очередь, пришли на замену топорам бронзового века, а те каменного. Поэтапные развития изготовления все более точных и чувствительных инструментов называется технологией.
На замену топорам, как орудиям производства пришли специальные машины для валки и подготовки леса, давно уже существуют лучевые инструменты и инструменты, основанные на использовании плазмы и воды, выбрасываемой под высоким давлением. Для производства этого оборудования используются специальные станки и инструменты, для изготовления которых в свою очередь, применяют другие станки и так далее.
Открытие технологии дало толчок современной науке.
Два стекла соединенные определенным образом обусловили появление микроскопа. Это дало толчок для развития инфекционной и судебной медицины. Садовник, обмазавший раствором цемента сетку, дал толчок развитию железобетонной технологии строительства.
Если внимательно посмотреть на мистику, то в отличие от науки там учиться не принято. Она занята психическими процессами. Главный путь познания – это постижение посредством озарений и откровений.
Наука противопоставила себя мистике, она любит собирать и систематизировать. Обобщать факты и результаты и на основе их делать выводы и предположения. Ее главный критерий – повторяемость результатов. Мистики в отличие от науки могут выстроить целую систему на одном результате или предположении.
Группа блока биосенсорных психодисциплин занимает промежуточное положение между мистикой и наукой. Несмотря на то, что она, по сути, не имеет поддержки ни там, ни здесь, в этом есть большое преимущество. Оно в том, что группа блока биосенсорных психодисциплин может сама задавать свои методы, классификаторы и термины.
Основой для создания блока биосенсорных психодисциплин являются доказательства от деятельности по исследованию параэффектов. Фактом является возможность любого человека вызывать перемещающие силовые воздействия на магнитные и не магнитные объекты малой массы. Именно то, что мы достигли 100% результата в телекинезе, мы получили способность объявить о том, что сама психика и процессы, в ней происходящие в классической научной литературе описаны ошибочно.
Именно ошибочное смешение компонентов в металлургии дает разрушение металлов в неподходящий момент времени, именно неточности в разведданных приводят к поражению в битвах и конкурентной борьбе. И ошибки в представлении о себе ограничивают способности. Люди о себе многого просто не знают. Более того, это незнание введено в ранг законов, если это не известно, значит это ненаучно.
Мне известен один закон, который многие отрицают просто потому, что он не подтвержден наукой. Этот закон относится к психическим пространствам. Люди часто именно нежеланием привлекают что-то негативное в свою жизнь. Нежелание это другая форма желания. Трудно объяснить человеку, что чтобы не иметь проблему нужно относиться к ней пассивно, не реагировать никак, не замечать, как фонарный столб, который не замечаешь по дороге домой. Общепринято мнение, что нужно преодолевать проблему. И часто не хватает и тысячи слов, чтобы убедить оставить ее в покое. Зачем теребить, когда она стоит себе и пускай стоит. Просто научиться ходить так, как идешь мимо столбов. Спроси через минуту: «Что ты видел по дороге». И человек перечислит все, кроме столбов.
Блок биосенсорных психодисциплин перенял от науки и мистики все то, что ему понравилось. От науки взял критерий доказательности, от мистики стремление к прямым психологическим параэффектам, введя критерий повторяемости. Таким образом, блок биосенсорных психодисциплин получил право на создание собственных механизмов исследования.

Критерии специалиста в области блока биосенсорных психодисциплин.

Человек, который претендует на роль хорошего универсального специалиста, должен уметь несколько вещей.
1. Знать науки, которые были до биосенсорных психодисциплин, мало знать их содержание, нужно знать слабые и сильные стороны, помнить историю и биографию личностей ее создавших, знать логику и допущения, лежащие в основе наук. Иметь также представление о системах мировоззрения и ценностях в среде, которая является их потребителем и организатором. Знание нужно для правильной и умелой организации действий по продвижению нового знания в жизнь. Нужно иметь представление о методах используемых в современных психодисциплинах, для того, чтобы было понимание того, что говорят оппоненты и умение говорить на их языке. Нужно знать терминологию и сопутствующие дисциплины. Например трудно что-либо доказать логически о телепатических способностях человека. Но, зная устройство и физиологию нервной системы и то, что она, по сути, является большой системой, напоминающей радиоэлектронную схему, не составит труда обосновать электрические взаимодействия, распространение электромагнитных волн и их взаимодействие с соседями.
2. Иметь личный большой опыт применения параэффектов и обучения этому окружающего народа.
Человек, имеющий представление, но не имеющий опыта, похож на ребенка, который, начитавшись книг о строительстве, говорит о том, что умеет это делать. И более того, пытается учить других. Дойдет до дела - придется учиться покупать молоток, гвозди, да чтобы были нужные по размеру, да чтоб качество было на уровне. Начнет забивать, то сначала пальцы себе обобьет, и гвоздей насгибает, и времени много лишнего потратит. Потом только придет опыт. Потом и учить он будет по-другому.
3. Необходимо иметь мощный логический аппарат для классификации, сопоставления и применения данных и фактов, полученных в процессе своей деятельности. В этом необходимость для развития. Ведь дело, которое не развивается, начинает деградировать. Специалист, который случайно находит решения, отличается от специалиста, который идет к намеченной цели, используя свой и предыдущий опыт, интуицию и логику. Он может увидеть значимую связь там, где другой пройдет мимо или потратит для поисков неимоверно много времени. Отсутствие логики в худшем случае даст неверные выводы. Неверные выводы рождают неверный путь.
У каждого свои достоинства и недостатки. У нас сейчас открыт путь, чтобы стать специалистами.
Кто-то спросил у Тонкова: «Вы никак тянете на смену парадигмы?!»
Тот ответил: «А вы думали!?»

Мои соображения и вопросы о физическом теле, сознании и их взаимодействиях.

Нейрофизиология утверждает, что, «Физиологические исследования в сочетании с изучением анатомии и морфологии головного мозга привели к однозначному заключению – именно головной мозг является инструментом нашего сознания, мышления, восприятия, памяти и других психических функций». В этом же учебнике описана структура мозга как совокупности клеток-нейронов, соединенных между собой аксонами, токопроводящими отростками нейронов. То есть, это большая электрическая схема, которая должна реагировать, если попадет в электромагнитное или магнитное поле. Пытаюсь ответить себе на вопрос, а зачем же тогда сейфы и охрана? Зачем нужны силовые структуры, поставить просто электромагнитный излучатель, и даже если и найдется тот, кто подойдет, у него просто съедет крыша.
Потенциал перевозбуждения нейронов всего 125 милливольт, достаточно попасть под действие электростатического напряжения, чтобы мозг начал сбоить. Кто-то скажет: «Но ведь аксоны имеют электроизоляцию». Да, но не по всей длине, примерно через каждые 0,5-1,5 мм изоляция прерывается и более того, часть нервной системы, которая проводит возбуждение к медленно работающим органам кишечнику, мочевому пузырю, изоляции не имеет вовсе. То есть, по логике, получил электрический разряд – описался и нагадил в штаны. Но этого не бывает. Что-то наука здесь не верно описала.
В сильных магнитных полях частицы, которые находятся в крови, легких должны по идее расслоиться по магнитной проницаемости и перераспределиться по телу. У космонавтов на центрифугах кровь должна расслоиться как на сепараторе. В любом случае, это сильное отклонение для организма, если не смерть.
Непонятно также то, что если мозг является инструментом психических функций, то есть он подвластен им, то где они находятся.
Эксперименты по концентрации сознания, которые любой желающий может проверить, показали, что в месте концентрации появляется ощущение разогрева и тело может вспотеть. Вопрос в том, что из учебников непонятно, какое место центральной нервной системы ответственно за функции сознания, концентрации внимания, проявления воли, проявление желаний и т.п. На сознании можно остановиться подробнее. Если сознание производная функция тела, то, что стягивает его в одно место?
Если мозг является источником сознания, то, как кожей осознается расстояние до стен? Этот опыт тоже очень прост, и обучить можно каждого человека.
Очень большая загадка – природа памяти. Нам видимо предстоит разбираться с ней. Утверждают, что память имеет белковую основу и химический механизм проявления. Но вспоминания мгновенны. А скорости химических реакций медленны.
Утверждают, что мыслительная деятельность происходит в мозге. Но как объяснить факты озарений, когда человек начинает знать то, что он не читал, не слышал и не мог ни откуда узнать?
Практически ни один раздел науки не освещает и не исследует само сознание и его качества.
Сознание не может долго удерживаться на одном месте. Почему сознание, если оно является продуктом деятельности мозга, не может быть им управляемо.
Почему при восприятии ароматов организм испытывает богатую гамму ощущений? Ведь по нейронам идут только электрические импульсы.
Почему действует эффект толпы, который заставляет человека поступать вопреки воле?
Каким образом работает эффект 101 обезьяны? Эффект заключается в следующем: инструктор сшибает палкой высоко висящий банан, обезьяны наблюдают. Когда им представляется свобода действий, они делают что угодно, чтобы достать банан, но не могут догадаться сбить его палкой. Если количество обезьян увеличивать, то при превышении 100 обязательно находится одна, которая берет палку и повторяет действия инструктора. В Японии даже умудрились применить это к людям, занимающимся научно-исследовательской деятельностью. Увеличивали количество талантливых людей, занимающихся одной темой. Среди них обязательно находился один, который придумывал нечто, которое давало резкий рывок группе.
Почему тело в результате клинической смерти теряет сознание. И почему оно отрываясь от производящего его мозга уходит в друге места, которые описаны врачами-реаниматорами по словам пациентов.
Согласно учению нейрофизиологии центральная нервная система реагирует на окружающую среду через органы восприятия и, регулируя выделение гормонов или электрические процессы в сомой себе, определяет поведение человека. С другой стороны совершенно точно известно, что Солнечная активность влияет на рождаемость, агрессию, аномалии, протекание болезней и еще порядка 50 процессов, протекающих в организме. Солнечные протуберанцы очень сильно влияют на настроение восприимчивых людей. То есть, говоря другими словами, нервная система, это не просто электрическая схема, а орган, который реагирует на слабые излучения Солнца.
И видимо один из главных вопросов в том, что же воспринимает глаз человека. Я лично воспринимаю объемную картинку. Тут, если к вопросу подойти по научному, имеется нестыковка. Свет через хрусталик попадает на сетчатку, преобразуется в электрические импульсы и по нервным волокнам в мозг. Но я вижу картинку. Выпало звено преобразования импульсов в образ. Если брать аналогии с ПК, то невольно возникает вопрос, а где монитор, если мозг, это компьютер? Выдержка из учебника (4): «Проведение аналогии между действием искусственных механизмов и деятельностью головного мозга - излюбленный прием при описании функций мозга. Например, наш великий соотечественник И. П. Павлов сравнивал функцию коры больших полушарий головного мозга с телефонным узлом, на котором барышня-телефонистка соединяет абонентов между собой. В наше время головной мозг и его деятельность чаще всего сравнивают с мощным компьютером». По логике вещей, мозг чувствует электрические импульсы. Если взять батарейку и прислонить ее к тем или иным частям тела, можно почувствовать вкус электричества, язык щиплет, губы и кожа чувствуют разное, но даже если приложить к организму 500 вольт, восприятие не изменяется. Но электрический ток течет через кровь и при этом проходит через неизолированные участки аксонов. Визуальное восприятие, слуховые ощущения и т.п. просто должны измениться, ведь мышечная система парализуется.
Вывод в том, что мозг является не основной системой восприятия. Другие еще не описаны.


Исследование определений термина «Сознание».

Словарь Даля:

"СОЗНАВАТЬ, сознать что, убедившись в истине, признать или понять ее,
изменить прежнее мнение свое.
Сознавание, сознанье, состояние сознающего что, или действие сознающегося в чем. Сознание половина исправы, раскаяние. |
Сознание, сознание себя, полная память, состояние человека в здравом смысле своем, могущего отдать отчет в своих действиях. Больной наш уже без сознания, в беспамятстве, в бреду. Она упала без сознания, обмерла, упала в обморок. Сознательный грешник, кающийся. во всем сознающийся; |
сознательный поступок, вменяемый, умышленый, сделанный с полным
пониманием дела; не(бес)сознательный, которого силу и значение виновник
его и сам не постигал, или не мог обсудить и понять. | Сознательное
состояние больного, полная память, смысл и свобода отчетливой воли.
Сознательность, свойство или состояние по прилаг. Сознаватель,
сознатель, -ница, сознающий, сознавший что-либо."

По Далю сознание это похоже на способность отдавать себе отчет в происходящем.


словарь В. Зеленского:

"СОЗНАНИЕ (Consciousness; Bewusstheit) — функция или деятельность, поддерживающая взаимоотношение психических содержаний с эго.
«Сознание для меня не тождественно с психическим — ибо психическое представляется мне целокупностью всех психических содержаний, из которых не все они непременно связаны с эго, т. е. связаны с ним в такой степени, что приобретают свойство созна¬ния. Есть множество психических комплексов, из которых далеко не все по необходимости связаны с эго» (ПТ, пар. 807).
В своем определении сознания Юнг подчеркивает дихотомию между сознанием и бессознательным как исходную противопо¬ложность психической жизни.
«Не существует сознания без установления различия противо¬положностей» (CW 9i, par. 178).
С самого начала психоаналитической эпохи различие между сознанием и бессознательным находилось в центре внимания. Юнг усовершенствовал представления об их взаимоотношении, устано¬вив, во-первых, существование коллективного бессознатель¬ного наряду с личностным, наделив, во-вторых, само бессознатель¬ное функцией компенсаторности по отношению к сознанию (см. компенсация) и утвердив, в-третьих, само сознание как предва¬рительное условие в становлении человечества, человеческой при¬роды, равно как и становлении отдельного индивида.
«Коллективное бессознательное является огромным духовным наследием, возрожденным в каждой индивидуальной структуре моз¬га. Сознание же, наоборот, является эфемерным явлением, осущест¬вляющим все сиюминутные приспособления и ориентации, отчего его работу, скорее всего, можно сравнить с ориентировкой в про¬странстве. Бессознательное содержит источник сил, приводящих ду¬шу в движение, а формы или категории, которые все это регулиру¬ют, — архетипы. Все самые мощные идеи и представления челове¬чества сводимы к архетипам. Особенно это касается религиозных представлений. Но и центральные научные, философские и мораль¬ные понятия не являются здесь исключениями. Их можно рассмат¬ривать как варианты древних представлений, принявших свою ны¬нешнюю форму в результате использования сознания, ибо функция сознания заключается не только в том, чтобы воспринимать и узна¬вать через ворота разума мир внешнего, но и в том, чтобы творчески переводить мир внутреннего во внешнее".
Зеленский определил сознание как способность ориентирования в пространстве и деятельность, поддерживающая психику. Это на мой взгляд очень приблизительно.


Словарь-справочник по психологии Немцов Р.С.

"СОЗНАНИЕ (ПРИЗНАКИ). Выделение признаков, по ко¬торым можно определить, что человек находится или не находится в состоянии С., зависит от того, как понимает¬ся само С. Если оно трактуется как равнозначное психике человека, то смысл самого вопроса утрачивается. По¬скольку психика у человека имеется всегда, то он в любой момент времени находится в состоянии С. и выделить спе¬циальные признаки С., как такового, не представляется возможным. Если С. отождествляется с языком и речью, то всякий раз, когда человек пользуется языком, пишет или говорит, он находится в состоянии С. и его наличие можно установить по самому факту использования чело¬веком речи или языка. Если С. понимается как одно из возможных психологических состояний человека, то в этом случае о наличии у человека С. можно судить по то¬му, присутствуют или отсутствуют в данный момент вре¬мени признаки, свидетельствующие о наличии у человека соответствующего состояния.
В качестве таких признаков могут быть использованы следующие: возможность видеть, воспринимать происхо¬дящее вокруг; возможность описывать происходящее сло¬вами или представлять его в виде образов; возможность сообщать о собственных ощущениях, образах и мыслях другим людям; возможность отделять себя от других лю¬дей и от происходящего вокруг, точно определять, что происходит в собственном организме и что происходит в окружающей среде. В повседневной жизни мы говорим о том, что человек находится в состоянии С., если у нас есть уверенность в том, что в данный момент он действительно видит и воспринимает то, что происходит с ним и вокруг него. Об этом, в свою очередь, можно судить по тому, реа¬гирует или не реагирует человек на окружающих, на про¬исходящее вокруг, а также по тому, отличаются или не отличаются его реакции на происходящее от типичных & реакций большинства находящихся в состоянии С. Других людей. Возможность сообщать другим людям о своих пе¬реживаниях, образах и мыслях сама по себе не является вполне достаточным признаком наличия сознания. Лишь при условии, что сообщаемое соответствует действитель¬ности, данный признак может свидетельствовать о том, что человек находится в состоянии С. . Проверить степень соответствия сообщаемого человеком реальной действи¬тельности можно, соотнося его с мнением находящихся в состоянии С. окружающих людей, и если то, о чем говорит данный человек, подтверждается и другими людьми, то этот человек, наверное, находится в С2.
Возможность отделять себя от происходящего вокруг может также использоваться в качестве признака нали¬чия С., но лишь в том случае, если имеются четкие, одно¬значные признаки того, что человек действительно субъ¬ективно отделяет себя от других людей, а то, что в нем происходит, отделяет от происходящего вокруг. Такие признаки можно получить лишь тогда, когда человек хо¬рошо владеет речью. Анализируя его высказывания, соот¬нося их с высказываниями других людей, мы можем практически установить, действительно ли человек нахо¬дится в состоянии С. Другой возможный способ убедиться в этом состоит в определении того, что человек считает своим, принадлежащим ему, и что он рассматривает как чужое, не принадлежащее ему. Если, к примеру, малень¬кий ребенок, погладив мягкую ткань, произносит слово «киса», то это, вероятно, говорит об отсутствии в С. ребен¬ка понимания и точного отделения того, что принадлежит ему, от того, что ему не принадлежит и относится к окру-
Если человек описывает происходящее с ним и вокруг него словами, то это лишь тогда может служить признаком наличия у него в данный момент времени сознания, когда словесные описания соответствуют тому, что с человеком происходит на самом деле. Существуют заболевания, при которых человек утрачивает нормальный контакт с окружающим миром, но речевая функция у него сохраняется. Человек начинает описывать сло¬вами то, чего на самом деле нет, что не в состоянии подтвердить большин¬ство других, нормальных людей, окружающих данного человека (напри¬мер, в случаях галлюцинаций, бреда).
Правда, нельзя исключить случай, когда одновременно много людей утрачивают сознание, но такое в жизни происходит крайне редко.

жающему миру . Если слово «киса» ребенок произносит, лишь когда видит кошку и в других случаях жизни им не используется, то это, по-видимому, говорит о том, что ребе¬нок осознает сам факт существования данного животного как отдельного, независимого от его собственных ощуще¬ний, т. е. находится в С. Перечисленные признаки практи¬чески используются для определения наличия С. в случаях, когда возникает необходимость точно установить, есть в данный момент времени С. у человека или оно отсутствует, а также оценить, насколько отчетливо осознает человек происходящее.
СОЗНАНИЕ (УРОВНИ). Говоря о С. как об особом состоя¬нии психики человека, мы понимаем это состояние как динамическое, как такое, которое время от времени изменя¬ется и может изменяться. Отсюда следует, что меняется и само С., усиливаясь или ослабляясь. Это также означает, что сознание может иметь меру, быть более или менее силь¬ным, что могут существовать уровни сознания.
Существуют ли уровни сознания? Что они представ¬ляют собой?
К выводу о том, что уровни С. действительно существу¬ют, ученые пришли, когда наряду с С. было признано су¬ществование бессознательного (см.). Уже в это время (XVII—XVIII вв.) возник вопрос о том, как происходит пе¬реход от бессознательного к С. и наоборот. Самая высокая точка, в которой может оказаться С. человека, получила название «апперцепция». Этот термин в своем время предложил немецкий ученый Г. Лейбниц, а далее исполь¬зовали его соотечественники И. Гербарт и В. Вундт. Они понимали под апперцепцией наиболее яркое, отчетливое состояние С. человека, при котором он лучше всего вос¬принимает и понимает то, что происходит с ним и вокруг него, наиболее точно может описать происходящее. Апперцепция включает в себя не все С. человека, а лишь его наи¬более четкую часть, например, то, на что в данный момент направлено или на чем сконцентрировано внимание челове¬ка. Апперцепция — это высший уровень состояния С., в ко¬тором человек может находиться в отдельные моменты или эпизоды своей жизни, например, когда он полностью здо¬ров, бодр, спокоен, эмоционально положительно настроен. Второй уровень С. представлен тем, что входит в определе¬ние С. как обычного, повседневного психического состоя¬ния человека. Это то состояние, в котором человек воспри¬нимает, припоминает, представляет происходящее в дан¬ный момент, это его образы, мысли и переживания. Третий уровень С. представлен тем, что лишь частично осознается человеком, что он в принципе в состоянии воспринимать, представлять, припоминать и описывать, но делает это не полностью, не вполне точно и с большим трудом. Например, человек может вспомнить какой-то эпизод из своей жизни, кое-что из содержания своих сновидений, но быть при этом не вполне уверенным в том, действительно ли это про¬исходило с ним или только показалось, приснилось, почу¬дилось ему. Образы, мысли, чувства в этом случае могут то появляться, то исчезать из С. В одни моменты человек мо¬жет быть в состоянии описывать содержание своего С., в другие — быть не в состоянии это сделать. Этот уровень С. занимает промежуточное место между С. и бессознатель¬ным, и может называться по-разному: предсознание, подсо¬знание, полусознание . Четвертый уровень — это собствен¬но уже не С., а бессознательное — такое состояние психики человека, при котором невозможно обнаружить ни один из описанных выше признаков С.
Как соотносятся сознание и бессознательное в психи¬ке и поведении человека?
С. и бессознательное одновременно участвуют в регуля¬ции любого, приобретенного в результате научения поведен¬ческого акта. Их соотношение является динамичным. С. и бессознательное представляют собой разные уровни психи-
В этой области пока что не существует строгой терминологической оп¬ределенности. Это связано с тем, что соответствующее состояние сознания трудно уловить и точно описать известными словами.

ческой регуляции деятельности, ее контроль время от вре¬мени может переходить с одного уровня на другой, т. е. ста¬новиться то сознательным, то бессознательным. С. — это бо¬лее высокий уровень регуляции, чем бессознательное. Уп¬равление деятельностью начинает осуществляться на уров¬не С., только когда перед человеком возникают новые и бо¬лее сложные задачи. Если же деятельность протекает глад¬ко, без проблем, то достаточно бывает бессознательного или полусознательного ее контроля. Когда деятельность осваи¬вается человеком, то в ее регуляции преобладает сознатель¬ный контроль. Когда же деятельность освоена настолько, что может уже выполняться быстро, экономно, легко, точно и автоматически, то в ней преобладает бессознательный контроль. Это — общее правило динамического соотноше¬ния С. и бессознательной регуляции любой деятельности. Даже когда деятельность полностью сформировалась, уп¬равление ею осуществляется на нескольких уровнях, имею¬щих разное отношение к С. и бессознательному. Отечествен¬ный физиолог Н. А. Бернштейн показал, что многоуровне¬вая регуляция характерна даже для такой сравнительно простой деятельности, выполняемой с минимальным учас¬тием психики, какой являются движения (двигательные навыки) человека. Изучая структуру внутренней регуляции произвольных движений человека, Бернштейн выделил че¬тыре уровня такой регуляции, причем два из них, которые являются высшими, включают в себя С. Когда деятельность человека является особенно сложной и, кроме того, измен¬чивой и выполняемой в различных условиях, в ней, несо¬мненно, преобладает сознательный уровень регуляции. Ес¬ли же деятельность не очень сложная, стабильная по харак¬теру и привычная для человека, то в ее регуляции преобла¬дает бессознательное.
Сознательная регуляция деятельности обычно связана с большими трудностями и со значительными затратами как физической, так и психической энергии. Поэтому человек гораздо быстрее устает, когда занимается сложной, созна¬тельной умственной работой, чем простым физическим тру¬дом. Бессознательная регуляция деятельности, напротив, не связана с большими энергетическими, затратами, по¬этому работоспособность человека при ее выполнении выше, ческой регуляции деятельности, ее контроль время от вре¬мени может переходить с одного уровня на другой, т. е. ста¬новиться то сознательным, то бессознательным. С. — это бо¬лее высокий уровень регуляции, чем бессознательное. Уп¬равление деятельностью начинает осуществляться на уров¬не С., только когда перед человеком возникают новые и бо¬лее сложные задачи. Если же деятельность протекает глад¬ко, без проблем, то достаточно бывает бессознательного или полусознательного ее контроля. Когда деятельность осваи¬вается человеком, то в ее регуляции преобладает сознатель¬ный контроль. Когда же деятельность освоена настолько, что может уже выполняться быстро, экономно, легко, точно и автоматически, то в ней преобладает бессознательный контроль. Это — общее правило динамического соотноше¬ния С. и бессознательной регуляции любой деятельности. Даже когда деятельность полностью сформировалась, уп¬равление ею осуществляется на нескольких уровнях, имею¬щих разное отношение к С. и бессознательному. Отечествен¬ный физиолог Н. А. Бернштейн показал, что многоуровне¬вая регуляция характерна даже для такой сравнительно простой деятельности, выполняемой с минимальным учас¬тием психики, какой являются движения (двигательные навыки) человека. Изучая структуру внутренней регуляции произвольных движений человека, Бернштейн выделил че¬тыре уровня такой регуляции, причем два из них, которые являются высшими, включают в себя С. Когда деятельность человека является особенно сложной и, кроме того, измен¬чивой и выполняемой в различных условиях, в ней, несо¬мненно, преобладает сознательный уровень регуляции. Ес¬ли же деятельность не очень сложная, стабильная по харак¬теру и привычная для человека, то в ее регуляции преобла¬дает бессознательное.
Сознательная регуляция деятельности обычно связана с большими трудностями и со значительными затратами как физической, так и психической энергии. Поэтому человек гораздо быстрее устает, когда занимается сложной, созна¬тельной умственной работой, чем простым физическим тру¬дом. Бессознательная регуляция деятельности, напротив, не связана с большими энергетическими, затратами, по¬этому работоспособность человека при ее выполнении выше,


БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — то в психике или в поведении чело¬века, что им не осознается никогда (вообще) или в данный момент времени находится вне сферы его актуального со¬знания. Б. — это то, что так же, как и сознание (см.), может быть описано в психологических терминах, реально участ¬вует в регуляции поведения человека. Б. охватывает значи¬тельную часть познавательных процессов, личностных свойств человека, межличностных отношений человека. Факт участия Б. в регуляции своего поведения человек не только не осознает, а даже активно отрицает и ничего опре¬деленного об этом сказать не может.
О существовании Б. в психике и в поведении человека стали говорить давно, начиная примерно с XVIII в. Одним из первых на наличие в психике Б. указал Г. В. Лейбниц в своем учении под названием «Монадология». После него Б. касались И. Ф. Гербарт, Г. Фехнер. Кое-что относительно определения и понимания природы Б. позаимствовал из его работ и 3. Фрейд. Важные идеи о бессознательном далее по¬следовательно высказывали Г. Гельмгольц (бессознатель¬ные умозаключения), Ч. Дарвин (бессознательные эмоции), И. М. Сеченов (бессознательные ощущения) и ряд других ученых. В результате идея о бессознательных психических явлениях к концу XIX в. стала общепринятой, но относя¬щейся в основном только к психическим процессам.
3. Фрейд доказал, что если бессознательное объяснение поведения человека неприемлемо для него по моральным или иным соображениям, то он будет активно отрицать данное объяснение и пытаться доказывать, что к нему оно никакого отношения не имеет. В этом проявляется действие защитных механизмов личности.
Подытожил и систематизировал в XIX в. идеи о бессозна¬тельном в психике классик немецкой психологии В. Вундт. Однако вплоть до 3. Фрейда с Б. связывали в основном толь¬ко познавательные процессы человека, и лишь Фрейд впер¬вые распространил и содержательно раскрыл понятие «Б.» применительно к личности и к мотивации социального по¬ведения человека.
В настоящее время большинство психологов признает, что Б. так же влияет на поведение человека, как и его созна¬ние. Поэтому для более глубокого понимания психики чело¬века и полноценного объяснения его поведения необходимо хорошо знать не только то, что человек актуально осознает или может осознать, но также и то, что им не осознается в данный момент времени или не может быть осознанно вооб¬ще. Вместе с тем Б. рассматривается как более низкий уро¬вень психологической регуляции поведения человека, чем сознание. Роль Б. в регуляции психики заключается в сле¬дующем. На уровне сознания человеком решаются в основ¬ном только новые и самые сложные задачи, для которых в его личном опыте не существует готовых, вполне удовлетво¬рительных, автоматически выполняемых решений. На бес¬сознательном же уровне обычно решаются сравнительно простые, привычные задачи, которые не представляют для человека особого труда. Правда, до сих пор нельзя точно, вполне определенно и однозначно ответить на вопрос о том, какова относительная доля сознания и Б. в реальном управ¬лении психикой и поведением человека, особенно тогда, когда речь идет об управлении конкретными психическими процессами и формами поведения".
Немов не дает четкого определения, но ввел рамки на сознание, это то, что выражается деятельностью, которую другие люди могут подтвердить. Надо отдать должное, тому, что он ввел: «сознание может иметь меру, быть более или менее силь¬ным, что могут существовать уровни сознания». На мой взгляд, его выводы о мере и уровнях сознания лучше отнести к восприятию структур психики. Интересно то, что, давая описание: «В этой области пока что не существует строгой терминологической оп¬ределенности. Это связано с тем, что соответствующее состояние сознания трудно уловить и точно описать известными словами». Человек упустил из виду то, состояние, это не само сознание.
Надо сказать, что я тоже имел раньше свое определение слова «сознание» и думаю, что будет лучше, если составить новое определение, иначе будет полная путаница. Можно взять за основу лингвистическое исследование слова.


Использованная литература:

1. В.И.Даль Толковый словарь живого великорусского языка (современное написание слов) Изд. "Цитадель", г. Москва, 1998 г.
2. В. Зеленский Словарь аналитической психологии.
3. Р.С. Немов Словарь-справочник «Психология» 2007г.
4. Шульговский В. В. Основы нейрофизиологии: Учебное пособие для студентов вузов. 2000г.

Александр Сизов.
г. Санкт-Петербург, июнь 2007 г.

Другие статьи на этом сайте:

Психология и психотерапия боли. Жить без боли.

Статьи по дыхательным практикам.

Одержимость. Естесственный способ выхода.

Изменить характер человека.

Зависимость. Вредные привычки. Навязчивые мысли.
Преодоление и выходы.

Кризисы и болезни при духовном развитии.

Реферат 4 " Человек, сознание, память и ЦНС."

 



Сайт управляется системой uCoz
Каталог Ресурсов Интернет
ПОИСКОВАЯ СИСТЕМА