Методика развития волевых качеств и сосредоточенности внимания.

Развитие волевых качеств и сосредоточенности служит для увеличения возможности управления собственной психикой в процессах обучения, кризисных и критических ситуациях.

В данном случае методика направлена на развитие способности приобретать знания в высших учебных заведениях. Основным критерием работоспособности выступает успеваемость людей.
Методика построена на обучении преодоления привычных норм поведения посредством выполнения психо-физических упражнений. Под привычными нормами поведения в данном случае подразумеваются автоматические реакции человека в ответ на сенсорные сигналы восприятия окружающего мира и собственного организма. К таковым можно отнести:
1. Ощущение неспособности выполнить намеченное действие в связи с мешающими факторами.
2. Неадекватное поведение. В пример можно привести панику, неспособность ясно мыслить в ситуации, когда это необходимо.
3. Залипание сознания в ситуациях прошлого и неспособность сконцентрироваться для решения текущей задачи.
4. Неспособность решения текущих задач в момент погруженности в психические и соматические болевые ощущения.
5. Негативные психические реакции: зависть, ненависть, злоба, скука, депрессия и прочие им подобные.
Несомненно, что перечень можно продолжать и дальше.

Методика включает ряд плавно перетекающих фаз обучающего процесса в течение определенного промежутка времени. В процессе обучения используются несколько разновидностей занятий, а именно теоретические, практические с физическими упражнениями, практические с применением мыслительных и описательных функций психики. Каждое занятие вытекает из предыдущего и организует следующее.
Чередование форм занятий преследует цель: подвести организм в целом и психику в частности к реагированию в ситуации, которое протекает не по закономерностям привычным для данного человека, а упорядоченному, сознательному реагированию, которое оставляет его адекватным текущей ситуации и позволяет вести себя последовательно, вдумчиво, действовать в соответствии с полученным заданием или намеченным планом.
Указанная цель достигается плавной перестройкой организма обучающихся путем разъяснения принципа действия психики и центральной нервной системы с промежуточной демонстрацией примеров, подтверждаемых тестами, логикой и замерами физических параметров процесса.
Развитие описательных функций обучающихся ведет к расширению возможности наблюдения за собственной психикой, что значительно повышает способность распознавать и быстро реагировать на волны неконтролируемых реакций. В пример можно привести обучение работе на компьютере. Если человек приобрел компьютер, то при обучении (если отсутствует подобающая литература) пройдет немало времени, прежде чем обучаемый поймет принцип действия главных программ и научится адекватно реагировать. Но компьютер будет реагировать адекватно на его действия, выставляя сообщения на монитор. Психика человека реагирует на текущие ситуации автоматически, часто применяя способы, заложенные на генетических уровнях психики. На этапе обучения важно уяснить, что резервные возможности, заложенные в человеке, можно научиться использовать. Делается это при помощи простых упражнений и движений, которые знает большинство населения планеты. Главный недостаток в том, что люди привыкли автоматически следовать своим привычкам, не пытаясь, вернее даже не допуская, что их можно изменить. Именно это и предполагается разъяснять на теоретических занятиях.
Цель практических занятий: преодоление привычных реакций организма в реальной ситуации. Если рассмотреть цель расширенно, то выработка навыка организма действовать сознательно. Конечно, невозможно предусмотреть все ситуации, встречающиеся в жизни, но это и не нужно, в данном случае важно то, что, научившись делать что-то один раз, организм во много раз легче сделает аналогичное действие в другой ситуации. Осваивается принцип, а в реальной жизненной ситуации человек будет стоять перед выбором: применить этот принцип или нет.

Ниже приведен план занятий для реализации методики.

Теоретическая подготовка к развитию волевых качеств.
Первое: подготовка. На первых занятиях с учащимися необходимо осветить ряд вопросов, касающихся того, каким именно образом воля работает. Необходимо осветить физиологические и психические аспекты работы организма и воли, продемонстрировать людям то, как воля работает у них, и то, как воля работает у человека развившего свои волевые качества, сравнить эти варианты и прейти к вопросу жизнедеятельности людей, осветить влияние волевых качеств на поведение в учебных и критических процессах, на эффективность в этих процессах. Рассказать ряд примеров того, как, регулируя реакции психики, можно уверенно действовать в ситуации паники, кажущейся неадекватности и неуверенности, при действии сильных мешающих факторов.
Продемонстрировать как действует мешающий фактор при выполнении физических упражнений.

Теория по развитию внимательности.
В течение нескольких занятий необходимо обратить внимание людей на то, что не все происходящее с организмом улавливается вниманием одинаково. Неинтересные фрагменты из жизни легко забываются, интересные помнятся дольше. Есть ряд ощущений, которые не замечаются, потому, что они привычны или малозаметны. Объяснить, что независимо от их незаметности, именно они могут стать причиной возникновения автоматических нежелательных реакций организма. Показать возможность повысить внимательность при помощи тренировок демонстрацией упражнения. После этого легко воспринимаются факты и информация, на которые раньше не обращал внимания.

Практическое занятие по внимательности.
Произвести опыт, в котором предложить описать любой простой предмет. Обычно человек выдыхается на первой странице описания и говорит, что все сделал, что мог. Дать задание написать несколько страниц текста по заданной теме. Практика подсказывает, что человек может это сделать, необходимо только напрячься. Про простой грифельный карандаш можно написать с десяток страниц, не заглядывая в специальную литературу и используя только знания, имеющиеся в текущий момент времени. Необходимо только научиться отыскивать их в памяти, применяя логику и фантазию.
Вернуться к этому процессу через определенное время. Работы сохранить как контрольные для того, чтобы сравнить с тем, что получат люди в своих описаниях через некоторое время. Это первый тест. Значимым является общее количество слов, количество смысловых фраз при описании, количество слов на одну смысловую фразу, нестандартные обороты мышления.

Теоретическое занятие, поясняющее основы процесса восприятия ощущений организма. Объяснить механизмы работы восприятия, автоматические режимы работы организма, чувствительность к обстановке на эмоциональном, подсознательном и уровне ощущений.

Практическое занятие по развитию волевых качеств.
Форма одежды тренировочного типа.
Инструктор входит в учебное помещение и Вводными фразами постепенно переводит группу учащихся в более спокойное состояние. В идеале нужно расслабиться так, чтобы не мешали недоделанные дела, нерешенные проблемы или недомогания организма. Вторым действием произносятся слова, указывающие на то, что необходимо настроиться на занятие, то есть привести себя в порядок, рабочее активное состояние. По внешнему виду и разговору определяется готовность группы к началу занятий. Если кто-то не готов, то необходимо обратить его внимание на это, сделав замечание.
После того, как инструктор посчитал, что группа может приступить к занятиям, делается ряд легких упражнений разминочного типа, позволяющий привести людей в собранное активное состояние. Упражнения, которые можно использовать на данном этапе занятия включают движения вращательного типа, в процессе выполнения которых производится вращение частей тела в суставах, а именно вращение кистей, в локтевом и плечевом суставе, ступней, в коленном и тазобедренном суставах. Также производится разминка позвоночника. Производится легкая гимнастика. После выполнения этого комплекса упражнений можно приступать к основной тренировке.

Основная фаза тренировки содержит несколько упражнений.
На начальной стадии выполняется статическое упражнение с использованием сосредоточенности на дыхании. Исходное положение: Стопы ног на ширине 1 – 1,5 ладони, колени чуть согнуты, спина прямая, руки опущены вдоль тела. Руки поднимаются вверх и устанавливаются параллельно полу, ладони по отношению к руке подняты под небольшим углом вверх.
Практические упражнения по управлению психическими процессами и развитию воли.
ЦНС миллионами лет отшлифовывалась эволюционными процессами. Она содержит колоссальный аппарат, настроенный на автоматическое применение во многих случаях жизни. Одним из важнейших механизмов реакций является ощущение боли или нежелания. Они подсказывает нам, что есть непорядок, и что этот непорядок может перерасти в некое следствие. Одной из первых практик, которые необходимо освоить, является способность удерживать внимание в заданном месте и отпускать болевые ощущения и нежелание выполнять упражнение, которое контролирует сознание. Термин отпускать следует понимать как действие, позволяющее вывести из поля восприятия мешающий или нежелательный аспект процесса.

Упражнение 1:
Ноги на ширине 1 -1.5 ладони, чуть согнуты. Спина прямая, в смысле положение позвоночника естественно, живот расслаблен. Руки опущены вдоль тела. Медленно поднимаем руки, как бы вынимая их из карманов, и аккуратно вытягиваем вперед, как будто ладони укладываются на нечто невидимое, но поддерживающее снизу. Внимание сосредоточить на дыхании. Держим руки таким образом до появления болевых ощущений в плечевых суставах и/или сильного желания опустить. Не опускаем, ни в коем случае. Необходимо пройти через панику, это главное в упражнении! Когда паника отпустит можно руки опустить, но можно для ускорения осваивания упражнения держать, проходя вторую и третью волны паники и боли. Если внимание сосредоточено на дыхании, а не на боли и побуждении опустить, то упражнение выполнять гораздо легче. После некоторой практики необходимо выйти на режим, когда безразлично, сколько именно удерживать руки. Мы, в процессе обучения, держали до полутора часов, дальше уже ясно, что человек научился управлять своими руками и болью, и большого смысла держать дальше не имеет.
Упражнение 2: задержка дыхания. Совершаем несколько вдохов и выдохов и производим задержку дыхания. Условия те же самые, необходимо пройти волны паники. После аккуратно, не спеша делать вдох. Лучше будет, если совершать задержку в специальном дыхательном упражнении.
После некоторой практики выработается навык управления командами собственной ЦНС и тогда управлять психическими процессами, это вопрос применения этого навыка.
Для развития навыка можно тренировать тело или его части посредством тепла и холода, принцип один и тот, же, однако каждый раз его нужно осваивать снова для данной задачи.
После выполнения основных упражнений необходимо совершить несколько разгрузочных вдохов и выдохов, расслабиться и отпустить ощущение выполнения упражнения.
Варианты упражнений могут варьироваться в зависимости от участников и их качеств. В тренировке могут быть применены:
1. Пробежки на сверхдлинные дистанции.
2. Стойка на полу с опорой на руки - статическое упражнение.
3. Стойка при с руками, разведенными вбок.
4. Купание в горячей или холодной воде.
5. Повороты позвоночника, наклон тела вниз.
6. Любое ограничение физиологических потребностей может дать хороший результат.

Дыхание. Теория.
Выявить процессы влияния дыхания на действие и наоборот как действие управляет дыханием. Наблюдая и регулируя дыхание, можно изменять свои состояния и действия. Дыхание связано с физической активностью организма, физическая активность связана с дыханием. Пояснить, что, наблюдая за своим дыханием в ситуации, можно заметить, что при изменении дыхания, которое выполняется организмом автоматически, можно изменить свои реакции. Например, в состоянии взволнованности можно перевести дыхание из резкого и отрывистого режима с плавное и тихое и тогда состояние быстро придет в норму.
Пояснения по применению навыков.

Суть работы. Пояснительное занятие.
По мере развития группы подводить к тому, что процессы похожи друг на друга. Если научился растить волевые качества в учебных условиях, то это можно делать и в жизни. Суть остается та же, переступать через привычки и делать так, как считаешь нужным в данный момент времени.

Внутренняя работа. Пояснительное занятие.
Спустя некоторое время пояснить, что занятия нужны только для обучения принципу действия. Совсем не обязательно вообще делать что-либо внешне в определенных ситуациях, достаточно наблюдать и вести внутренний процесс.

Развитие чувствительности. Практика.
Пояснить, что недостаточно проявлять волю, она нуждается в знании того, «откуда растут ноги». Нужно знать, что в организме есть факторы, располагающие нас к определенным видам действий, обычно их называют характером или подсознанием. В некоторых случаях, зная детали, можно просто преодолеть мешающий фактор. В других нужно обойти, в-третьих, отступить в наиболее верном направлении. Внутренний мир человека имеет определенные ресурсы, необходимо научиться определять и правильно использовать их, и не путать с мешающими факторами.

Тестирование.
Первый и самый главный тест – успеваемость по основным дисциплинам в высшем учебном заведении в процессе занятий.
Второй тест внимательности: описание внутренних процессов психических реакций. Сравнивается количество значимых слов или фраз до и после подготовки.
Третий тест внимательности описание данной обстановки.
Параметры такие же, как и у второго теста.
По тестам. Необходимо организовать тестирование с цикличностью через месяц в течении года работы. По результатам тестирования можно построить график динамики процесса развития.
Тестирование воли производится по двум факторам:
1. Регистрацией времени выполнения статических упражнений до отказа.
2. Путем счета волн паники организма.
3. Определяется способность регулировать ощущения боли.

Математическая обработка результатов.
В результате исследовательской работы появится ряд информации, которую можно разделить на несколько частей.
Графики, отражающие рост способности описывать объекты. Параметр внимательность определяется количеством значимых фраз в описании.
Графики, отражающие рост волевых качеств. Входят зависимость длительности выполнения статических упражнений и задержки дыхания.
Графики успеваемости.


Главным фактором является тенденция роста успеваемости группы.

В резутате тренировок должна повыситься успеваемость. Человек должен научиться приводить себя быстро в рабочее состояние и держать себя в руках в любой ситуации.


Александр Сизов.
г. Санкт-Петербург, июнь 2007 г.

 

Другие статьи на этом сайте:

Остеохондроз. Опыт исцеления позвоночника.

Психология и психотерапия боли. Жить без боли.

Одержимость. Естесственный способ выхода.

Изменить характер человека.

Зависимость. Вредные привычки. Навязчивые мысли.
Преодоление и выходы.

Кризисы и болезни при духовном развитии.

Остановка кровотечений без медицинских средств.

Заговариваем боль интересным разговором.

За порогом болевых ощущений.

Практические упражнения по управлению болью и развитию воли.

Защита от воздействий психотронного оружия.

Шестое чувство.

Седьмое чувство.

Факты о том, как мы слышим.

Новые технологии бизнеса с применение новых поколений ароматизаторов - адекватеров:

Ароматерапия.

Аромаполиграфия.

Аромадизайн.

Аромамассаж.

Аромапсихология.

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz